Классификация подшипников
В зависимости от принципа действия подшипники делят на два основных вида: подшипники качения и подшипники скольжения (шарнирные). В первом случае в качестве основного узла, уменьшающего трение выступают тела качения (шарики или ролики). Во втором случае тела качения отсутствуют и трение уменьшается за счет гладких, как правило смазываемых поверхностей.
Типы подшипников качения
- по направлению воспринимаемой нагрузки относительно вала (радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные, упорные)
- по форме тел качения – шариковые, роликовые и комбинированные, причем роликовые могут быть с различными роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а так же бочкообразными, коническими и витыми.
- по числу рядов тел качения (однорядные, двурядные, трехрядные, четырехрядные, многорядные);
- по способу монтажа подшипника в опоре (со стопорной канавкой, с упорным бортом, закрепительными или стяжными втулками)
- по способности устанавливаться на опоре (самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся);
- по наличию защиты внутренней полости подшипника (открытые, с защитными шайбами, с уплотнениями)
- по иным конструктивным особенностям (с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные, сферической посадочной поверхностью наружного кольца, бортами на наружных или внутренних кольцах, отсутствию одного или нескольких конструктивных элементов и др.)
Основная классификация основана на двух признаках: типу воспринимаемой нагрузки и форме тел качения.
Типы подшипников скольжения
- по типу соединений (для неподвижных соединений и для подвижных соединений)
- по направлению воспринимаемой нагрузки (радиальные и упорные)
Посадки подшипников
Правильная установка подшипника обеспечивает его долговечность и надежную работу узла в течение всего его срока службы. Залогом правильной установки является точный выбор посадки подшипника.
Правильная установка подшипника обеспечивает его долговечность и надежную работу узла в течение всего его срока службы. Залогом правильной установки является точный выбор посадки подшипника. На величину этого показателя влияет несколько факторов: вид нагружения подшипника, величина нагрузки, частота вращения и характер установки.
Определяющим параметром является вид нагружения. Нагружение бывает местное, циркулярное и колебательное. При местном нагружении нагрузка действует на определенный сектор дорожки качения. При циркулярном на всю дорожку качения и на все тела качения. Колебательное нагружение создает комбинированную нагрузку, при которой равнодействующая осевой и радиальной сил, действующих на подшипник создает периодически возникающее нагружение.
В зависимости от того, как нагружено то или иное кольцо выбирают посадку подшипника.
Не менее важное место занимает соблюдение осевого и радиального зазоров подшипника.
Виды осевых и радиальных зазоров
- начальный. Это зазор до установки.
- посадочный. Как правило, несколько меньше начального. Из-за посадки подшипника с натягом кольца немного сближаются.
- рабочий. Зазор под нагрузкой, приложенной к подшипнику.